UKR ENG
PATENTBUREAU Web-magazine "Intellectus" Facts & Myths Золотая тень на черном холсте Вечности — Николай Васильевич Гоголь...
TEMPORALOGY
INTELLECTUAL PROPERTY
INTELLIGIBILISATSIA
SYMBOLISM & HERALDRY
* MATRIKULA
INFORMERS

Золотая тень на черном холсте Вечности — Николай Васильевич Гоголь

Гоголь Приближаясь к местам, где родился и рос Николай Гоголь (родился в селе Старые Сорочинцы, ныне — Миргородский район Полтавской области, рос в селе Васыливци — ныне Гоголево), не стоит убеждать себя в том, что здесь "что-то — не так". Здесь — все "не так": аномально высокая линия неба вдруг пропадает, само небо мирно почивает на старых кронах деревьев.

Тучки тоже странные — они ползут по небу то слева направо, то — справа налево… Старых деревьев здесь очень много.

О них словно все позабыли — никто не беспокоится о том, что упадут под напором ветра или под ударом молнии. (Живут, сколько получится. Люди в этих местах живут так же — много веков.) Некоторые деревья вдоль дороги в Гоголево давно сразил меч времени.

Все слухи и легенды о якобы странной смерти писателя вдруг вспоминаются в этих местах очень отчетливо. Если и вправду он был похоронен в состоянии летаргического сна, если в самом деле проснулся в могиле и от ужаса произошедшего перевернулся в гробу, пытаясь выбраться... То душа его, покоя не обретшая, в Сорочинцах бывает, наверное, иногда — там есть музей его имени. В Гоголево, вероятно, душа его бывает чаще...

Двор хаты-музея окружили осокори и грабы. В глубине фруктового сада неподалеку — пруд. Старые ивы дремлют. Одинокая лодка привязана к берегу веревкой.

Сад осенью полон упавших в траву яблок. Красных и желтых. Красные напоминают о солнечном прошедшем лете, желтые — о ночной луне. Одно из яблок я привезла домой — чтобы посадить его зернышки и вырастить яблоньку из Гоголевого сада… Стоит ли говорить, что в том яблоке зернышек не оказалось?

Флигель, в котором живут своей жизнью давние, но еще не ветхие стулья цвета сепии и стол цвета помрачневшего времени, замер под осинами. Приоткрытая в комнату дверь напоминает о том, что здесь Гоголь не только писал, но и отдыхал. Возможно, душа его иногда слушает, как скрипит эта дверь? Или смотрит сквозь небольшое окно, как осокорь шевелит листьями? Или ловит лунный луч, который пытается пронзить куст цветущей сирени?

Если верить в многочисленные опубликованные "свидетельства очевидцев", Гоголь все же боялся быть похороненным в летаргическом сне. А если верить в не менее численные "свидетельства" уже не очевидцев, а — толкователей очевидцев, что именно так и случилось, то представить себе летящую душу Гоголя над местным прудом легко.

Камень при входе в грот на околице сада напоминает о "Мертвых душах". Здесь живой Гоголь сидел, думая над чем-то. Смотрел на поля, где летом цветут радостные подсолнухи. Осенью — на почерневшие их стебли. Сегодня они напоминают антенны, ловящие мертвый лунный свет и безмолвные взмахи крыльев жутковатых леликов — кажанов.

Почему-то безумно холодно становится при взгляде на молчаливые поля гоголевщины. Хотя вечер — летний, теплый, ласковый. Тени белых облаков отсвечивают красным и желтым, как яблоки в гоголевском саду. Непонятный страх охватывает с головы до пят. И нажимаешь похолодевшей стопой на педаль газа своего верного авто, даже не подумав о том, что нажимать именно и не стоит — крутые повороты узкой дороги дышат опасностью заносов. Камыши вдоль дороги выворачивают свои метелки вслед твоему боязливому взгляду, брошенному в зеркало заднего вида… Ох и Гоголь! Догнал. То ли он смеется над авто, заблукавшем в его вотчине, то ли ветер шелестит камышами так хохотливо? Какая-то вечерняя птица неистово кружится над полем. С чего ей не спится в это время, когда птицы уже попрощались с отблеском солнечного зарева на горизонте? А то и не птица вовсе — золотой листик с гоголевского сада? Клочок облака, ищущий пристанища на земле? Тень ветра? Душа Писателя?...

Но... Трижды приснился сон после этого путешествия. Пустая лодка при старенькой иве, камень при гроте. А на камне — красивый золотой силуэт. Фигура, сидящая легко, полуоборотившись к пруду. Лицом к потусторонности. Золотая тень Гоголя на черном холсте Вечности.

* * *

200 лет со дня рождения Николая Гоголя отмечаться будет почти через два года — в 2009 году. К тому времени пространство мировой культуры наполнится содержательными "аханьями по поводу". Не заметить эту дату будет, конечно, трудно, учитывая сложность судьбы писателя и судьбу его произведений. Но это еще должно случиться — дай Бог дожить… А вот 198-летие рождения Гоголя прошло почти незамеченным — "некруглая" дата. Справедливости ради все же стоит отметить, что специалисты от литературы — вспомнили…

Неугасающий интерес к жизни и творчеству писателя существует не только в среде литературоведов. Его читатели давно живут во всем мире. В каждом поколении есть свои фанаты Гоголя. Благо, переведены его произведения на разные языки давно, переводятся и сегодня.

Дискуссия о том, какой культуре принадлежит имя Гоголя, продолжается много десятилетий, то вспыхивая с новой силой, то угасая. Общеизвестен тезис о том, что Николай Гоголь — русский писатель. В советские еще времена особой популярностью пользовалась книга Николая Степанова "Гоголь", изданная в серии "ЖЗЛ". В аннотации сообщается, что труд "рассказывает о жизни и творческом пути великого русского писателя Николая Гоголя".

Есть и другие мнения.

В 1975 г. в издательстве Алабамского университета вышла книга Остапа Стромецкого. Доктор философии, филологии и литературы О.Стромецкий пишет: "Николай Гоголь, украинский писатель, который писал на русском языке, родился…..". Книга издана в 1994 г. в Украине на украинском, русском и английском языках.

В Украинской литературной энциклопеции сообщается, что Николай Васильевич Гоголь — "русский писатель".

Вопрос о месте творчества Гоголя в истории славянских народов поднимался давно. Еще в 1904 г. в пятом номере "Сообщений Санкт-Петербургского славянского благотворительного Общества" на эту тему вышла статья Ю.Яворского "Гоголь в Червонной Руси".

В приснопамятные времена перманентного строительства коммунизма на необозримых просторах СССР особая важность уделялась теме "Творчество Гоголя — как символ братства славянских народов".

Примерно с 50-х до 90-х гг. прошлого столетия интерес к творчеству и жизни Гоголя активизировался в силу разных причин. Вышло множество книг, в которых рассматривается влияние творчества Гоголя на русскую, болгарскую, польскую, чешскую, словацкую и украинскую литературы. Проблему рассматривали И.Богданович, Л.Цветкова, Ю.Дюришина, М.Храпченко, Е.Мешкова, Т.Полянина, М.Живанкевич, Ю.Брагина и др.

Почему Гоголь не писал на украинском языке? Почему он не писал на русском языке — в полном понимании слова "русском"?

О.Стромецкий отвечает на такие вопросы так: "Потому что его знания и талант подсказали ему после ознакомления с произведениями его предшественников, что их творчество не удержится и не займет определенного литературного места мирового масштаба".

В скобках следует отметить, что традиция писать на русском языке прослеживается у многих писателей, родившихся в то или иное время в Украине. Известные литературоведы — от Нью-Йорка до Москвы, не минуя Киева, — пытаются объяснить, например, почему Тарас Шевченко тоже писал и на русском языке свой "Дневник" ("Журнал").

Равнодушие Гоголя к украинскому вопросу резко осуждали С.Ефремов и особенно — Е. Маланюк (20-е годы прошлого века). Огромное значение российских произведений Гоголя для истории украинского национального самосознания подчеркивали П.Филипович и В.Дорошенко.

Дискуссия не окончена.

Думал ли Гоголь над тем, что когда-либо возникнет вопрос о том, чьей литературе он принадлежит? Этого не знает никто. И никогда уже не узнает. Как и много других тайн, похороненных вместе с ним. Или — не похороненных? Ведь существует мнение, что Гоголя в гробу не было…

Странности, связанные с собственно творчеством писателя, также имеют свое продолжение. То в одном, то в другом месте пытаются найти его неоконченные произведения. Последние сообщения — о том, что таковые могут быть замурованы в стенах заброшенных подвалов одного старого дома в Сорочинцах. Возможно, в самом имении в теперешнем Гоголево тоже где-то что-то замуровано — там таких мест достаточно. Вот только никто ничего не ищет.

Два столетия — только миг Вечности, на холсте которой золотая тень Гоголя остается такой же загадочной, как и при его жизни. Стремление разгадать тайны его творчества и жизни движет многими — читающими, пишущими… Как и мною…

Надия Стэпула (авторский перевод с украинского)

Джерело: Грани плюс,  04 травня 2006

Висловити думку у Форумі